Доступная среда
В Российской Федерации начинает действовать государственная целевая программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В 2011-2015 году в рамках реализации программы "Доступная среда" в лицее создаются условия для инклюзивного образования.
Нормативно-правовые документы
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"
Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 мая 2011 г. N 156 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Об утверждении районной целевой программы «Доступная среда на 2012-2015 годы»
Программа МБОУ лицей №4 г.Данкова «Доступная среда»
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Паспорт доступности МБОУ лицей №4
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей №4 г.Данкова Липецкой области (ул. Мичурина)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей №4 г.Данкова Липецкой области (ул. Молодежная)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей №4 г.Данкова Липецкой области (Политово)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей №4 г.Данкова Липецкой области (Кудрявщино)
ПЛАН мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования МБОУ лицей №4
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования МБОУ лицей №4
Акт обследования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области №1
Акт обследования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области №2
Акт обследования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области №3
Акт обследования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области №4
План мероприятий ("дорожная карта") МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам
Приказ от 11.01.2016 года об обеспечении условий доступности для инвалидов и маломобильных групп населения в образовательном учреждении
Перечень оборудования, полученного по программе "Доступная среда"
Адаптивный музыкальный набор для детей - инвалидов
Видеоувеличитель
Интерактивная доска (+ проектор и крепление для проектора)
Клавиатура адаптированная
Мобильный комплекс мультисенсорного оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции
Мобильный комплекс ультрафиолетового оборудования
Ноутбук с программным обеспечением
Образовательно - игровой комплекс для формирования информационного и деятельностно - коммуникативного обучения
Система для голосования
Установлены таблички на языке брайля на входе в здания.
Мнемосхемы плана передвижения инвалидов по зданиям.
Рекомендации
Методические рекомендации образовательным организациям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в форме семейного образования
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.N 1015)
Индивидуальный план работы с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов по реализации Целевой Программы "Доступная среда"
Нормативные документы по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по расчету величин государственных нормативов в расчете на одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Письмо Минобрнауки России от 14.07.2014 г. № ВК-1440/07 «О центрах психолого-педагогической и социальной помощи».
- Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».
- Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 г. № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью».
- Письмо Минобрнауки России № ВК2101/07 от 31.08.2015 г. «О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении».
- Письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 г. № ВК-2166/07 «Об организации обучения воспитанников ДДИ».
- Письмо Минобрнауки России от 06.02.2015 г. № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
- Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи».
- Письмо Минобрнауки России № ВК1788/07 от 11.08.2016 г. «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Письмо Минобрнауки России № 07-3517 от 19.08.2016 г. «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Полезные ссылки
Институт Специальной Психологии и Педагогики им. Рауля Валленберга
|